ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ. ВСЕ О МИРЕ ТАНЦА. Классический танец.
(Страницы из книги директора танцевальной школы "Арабеск" Дмитрия Томилина)
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа.
По существу обозначает профессиональный танец по аналогии с профессиональной музыкой и в отличие от народного танца и музыки народной. Формировался на протяжении многих веков и у многих народов. Постепенно термин вошел в обиход вытеснив бытовавшие ранее термины - серьезный, благородный, академический и др.
Классифицируется на европейский и восточные классический танец . Европейский классический танец изначально впитал в себя положения и движения заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающее определенностью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека.
Развитие получил во Франции, где сформировалась как система, обладающая собственной терминологией. Профессиональная разработка народного, бального и сценического танца привела к дифференциации и обогащению выразительных средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы классического танца .
Она построена на изучение различных групп движений, объединенных общими для каждой группы признаками. В системе танца разработаны позиции рук, ног, корпуса и головы, причем строго ограничено число групп движений. Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы, служит средством создания художественных образов балетного спектакля.
Большое значение имеет русская школа, отличающаяся национальным характером, чистотой и благородностью пластических форм, умением наполнить танец драматическим содержанием. Классический танец непрерывно обогащается , черпая новые пластические формы из других танцевальных систем. Он является основой, на которой формируются различные национальные балетные театры.
Классический танец народов Востока - понятие включающее в себя в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времен в странах Востока (Китай ,Корея, Япония) и Южной Азии (Индия . Шри-Ланка, Бирма, Индонезия, Вьетнам, Таиланд идр.). Традиционные формы классических танцев сохранились в этих странах в силу особенности их исторического развития.
БАЛЕТ - (франц. ballet, итал. Balleto, латинское ballo - танцую) вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Принадлежит к зрелищному синтетическим, пространственно-временным видам художественного творчества. Включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Все перечисленные виды искусства подчинены хореографии являющейся центром их синтеза.
«История искусства - это история шедевра
и в театре есть шедевры или образцы ...!»
А.Н. Бенуа
БАЛЕТ высшая форма хореографии. Балет это драма написанная музыкой и воплощенная в хореографии. Основу БАЛЕТА составляет действенный танец, а также дивертисмент. Разделяется на классический танец и характерный танец (а в пределах них танец солистов, корифеев и кордебалета) используется также танец модерн. БАЛЕТ имеет деление на жанры: Балет-трагедия и Балет-комедия, Балет-пьеса и Балет-симфония. БАЛЕТ может быть многоактным или представлять собой одноактный спектакль или хореографическую миниатюру. Различаются также Балеты сюжетные и бессюжетные, танцевальные и пантомимные, существуют Балеты-интермедии и Балеты-дивертисменты. Термин БАЛЕТ служит преимущественно для обозначения европейского балетного искусства.
КОРДЕБАЛЕТ - (corps de ballet) - коллектив танцовщиков, исполняющих массовые танцы и сцены.
Может использоваться как самостоятельно в массовых танцах, так и в сочетание с ансамблем и с солистами. С помощью кордебалета обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонической структуре и тематической разработке в музыке.
ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - утвердившийся на профессиональной сцене унифицирует национальный стиль, подчиняет его условному балетному танцу.
Принято считать что характерный танец или народно-характерный танец , как его величают в танцевальных кругах отличается от народно-сценического танца (см. Эстрадный танец), именно набором определенных движений и их исполнением, различие именно в унификации и приближении исполнения к классическому танцу , в то время как в народно-сценическом танце происходит <академизация> движений народного танца (укрупнение, выделение), без их искусственной трансформации и приспособления к унифицированным движениям классического танца.
ДЕМИ-КЛАССИКА DEMI (франц. - полу-, наполовину) термин указывает на исполнение только половины движений.
При характеристике исполнения принято считать, что только половина исполняемых движений относится к классическому танцу , остальная часть к любому другому , не классическому, но половина обязательно должна иметь отношение именно к классическому танцу
ДЕЙСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ - танец воплощающий развитие действия балетного спектакля.
Имеет широкое значение охватывающее все разновидности танца, развивающего действия, в отличие от дивертисмента, выражающего не действие , а состояние; и пантомимы, раскрывающей действие, но не танцевальными средствами. Является главным выразительным средством сюжетного балета и развивает драматическое действие.
ДИВЕРТИСМЕНТ - (франц. Divertissement - увеселение, развлечение) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр.)
Обычно это развернутый ансамбль классического танца , окруженный номерами характерных танцев. Имеется и другое значение - это театральное зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматических, вокальных, танцевальных).
ДУЭТНЫЙ ТАНЕЦ - парный танец танцовщика и танцовщицы.
Ранее любой парный танец назывался pas de deux , но с середины 19 века pas de deux принимает более определенную пятичастную танцевальную форму и дуэтный танец входит в нее составной частью. Музыкальная форма его в основном -adagio- Строится преимущественно на партерных поддержках и танцевальных комбинациях. Яркий и технически сложный танец. С развитием дуэтного танца - техника и построение усложняется, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы ставшие на сегодняшний день его неотъемлемой составной частью. Входит в программу обучения хореографических училищ и школ в качестве обязательной специальной дисциплины старших классов.